Балансировка кругов
Шлифовальные круги работают на большой скорости, поэтому масса круга должна быть уравновешена относительно оси вращения перед началом работы. Круги с неуравновешенной массой вызывают при работе резкие повышения центробежных сил инерции, разрывающих круг, и приводят к появлению вибраций, снижающих качество обработки.
Операцию уравновешивания массы шлифовального круга называют балансировкой. Балансировка кругов производится на балансировочных станках или приспособлениях.
При наличии дисбаланса балансировочное устройство показывает более тяжелую часть круга, дает возможность с более тяжелого сектора шлифовального круга срезать массу до тех пор, пока центр тяжести не совпадет с геометрическим центром круга.
Испытание кругов
Шлифовальные круги перед установкой на станке должны пройти испытания на прочность путем вращения на скорости, превышающей на 50% гарантированную скорость. Продолжительность испытания в зависимости от диаметра круга должна быть разная: для кругов диаметром 150 — 170 мм — 5 мин, диаметром 500 мм и более — 7 мин, а в случаях отсутствия указания на круге о гарантированной скорости — в течение 10 мин, на скорости, превышающей на 60% обычно допускаемую,— 30—35 м/сек.
Все шлифовальные круги необходимо проверять до выдачи их в работу на отсутствие трещин и раковин путем тщательного осмотра и путем простукивания деревянным молотком. С этой целью шлифовальный круг надевается на стержень. При отсутствии трещин звук будет получаться чистый, а при наличии трещин — дребезжащий. Круги с обнаруженными трещинами к установке на станки не допускаются.
Крепление шлифовальных кругов и сегментов. Шлифовальные круги устанавливаются и закрепляются на шпинделе станка, поэтому отверстие, которым круг одевается на шпиндель, должно быть очень хорошо подготовлено.Шлифовальные сегменты и кольца устанавливаются и крепятся на специальной планшайбе при помощи приклеивания особым составом, иногда применяется и механическое крепление, а планшайба своим отверстием устанавливается на шпиндель станка.
Способы крепления шлифовальных кругов на шпинделе, обеспечивающие правильную и надежную установку круга, определены ГОСТом. На рис. 376, а приведен один из установленных ГОСТом, наиболее часто применяемый способ крепления шлифовального круга при помощи фланцев, а на рис. 376, б показана планшайба с наклеенным шлифовальным кругом (кольцо).
Рис. 376. Шлифовальный круг и крепление его: а — плоского прямого профиля; 1 — шпиндель; 2 — шлифовальный круг; 3— втулка; 4 — фланцы; 5 — прокладки; б — кольцевого круга: 1—шлифовальный круг; 2 — планшайба; в — маркировка круга.
Отверстие шлифовального круга заливается свинцом или баббитом и тщательно обрабатывается. Диаметр отверстия в круге изготовляется на 0,2 — 0,8 мм больше диаметра шпинделя, учитывая то, что во время работы имеет место некоторое нагревание шпинделя.
Между торцовыми поверхностями круга и прижимными фланцами ставятся картонные или резиновые прокладки толщиной 0,5 — 1,5 мм и диаметром немного больше (на 8 — 12 мм) против внешнего диаметра фланца. Прижимные фланцы должны иметь выточку с внутренней стороны и соприкасаться с прокладками по кольцевой поверхности шириной не менее 1/16 диаметра круга.
При вращении шлифовального круга резьба на конце шпинделя должна работать на завинчивание гайки, а не наоборот.
Перед пуском станка в работу после замены шлифовального круга необходимо проверять биение шпинделя и состояние приводного ремня и устранять обнаруживаемые ненормальности, чтобы исключать дробление поверхности и другие возможные дефекты.