Нарезание конических колёс с криволинейными зубьями
Конические колеса с криволинейными зубьями нарезаются по методу обкатки и по методу копирования. Рассмотрим только один способ нарезания указанных конических колес по методу обкатки.
На рис. 372, а изображена схема нарезания конического колеса резцовой головкой. Вращательное движение резцовой головки V является движением скорости резания; возвратно-вращательное движение люльки Vл согласованное с вращательным движением заготовки V3,— движением обкатки; поступательно-возвратное движение St — движением подачи на глубину впадины. Вращательное движение люльки (обкатка) продолжается до тех пор, пока не будет обработана впадина. Когда обкатка закончится, заготовка отводится от резцовой головки; люлька поворачивается в обратную сторону до исходного положения. Заготовка колеса продолжает вращаться в том же направлении и за время обратного вращения люльки успевает занять угловое положение, соответствующее новой впадине.
Рис. 372. Нарезание конических колес с криволинейными зубьями резцовыми головками: а — схема нарезания; б — резцовая головка; 1 — нарезаемое колесо; 2 — люлька; 3 — резцовая головка.
На практике большое значение имеет выбранный способ чистового нарезания резцовыми головками криволинейных зубьев у конических колес: односторонний, двухсторонний и двойной двухсторонний.
При одностороннем способе нарезания каждая сторона впадины зуба колеса (большего звена в паре) и шестерни (малого звена в паре) профилируются отдельно на разных наладках станка. При двухстороннем способе нарезания обе стороны впадины зуба колеса профилируются на одной наладке одновременно, а сопряженная шестерня профилируется по одностороннему способу и обычно каждая сторона впадины зуба — на отдельном, станке. За счет корректирования наладки станков, нарезающих шестерню, достигается высокое качество сопряжения профилей зубьев в передающей паре. При двойном двухстороннем способе нарезания обе стороны впадины зуба как у колеса, так и у шестерни профилируются одновременно. Последний способ нарезания, хотя и является более производительным, не обеспечивает получение такого высокого качества колес, как первые два способа.Основными типами резцовых головок являются головки одностороннего резания и головки двухстороннего резания.
Головки одностороннего резания имеют только наружные или только внутренние резцы, а головки двухстороннего резания имеют наружные и внутренние резцы, чередующиеся в корпусе (рис. 372, б).