Метод обработки торцовых концов зубьев у зубчатых колес называется зубозакруглением. В настоящее время применяется много таких зубчатых колес, которые переключаются путем осевого перемещения без остановки работы механизма. С целью облегчения ввода зубьев во впадины сопряженных колес, а также для устранения ударов и выкрашивания кромок производится закругление зубьев.
На рис. 396, а и б показаны: зуб, закругленный с торца, и схема закругления концов зубьев при помощи пальцевой фрезы.
Рис. 396. Зубозакругление цилиндрических зубчатых колес: a — зуб, закругленный с торца; б — схема процесса.
На основе этой схемы выпускаются зубозакругляющие станки, получившие широкое применение в промышленности. Эти станки работают на полуавтоматическом цикле и обеспечивают очень высокую производительность труда. На закругление одного зуба пальцевой фрезой требуется 1 — 3 сек.
При закруглении зубьев пальцевой фрезой (рис. 396, б) фреза получает вращательное и возвратно-поступательное движения, а зубчатое колесо получает вращательное движение, согласованное с возвратно-поступательным движением фрезы. Вращательное движение фрезы является движением скорости резания, а вращательное движение колеса — движением подачи. За один двойной ход фрезы зубчатое колесо поворачивается на один зуб. Полное закругление всех зубьев осуществляется за 2 — 4 оборота колеса.
После каждого оборота зубчатого колеса оно перемещается вдоль своей оси на величину St.