Наиболее производительным способом обработки шлицевых валов является фрезерование их методом обкатки червячной фрезы с зубьями специального профиля. Выполнение этой операции ведется на специальных шлицефрезерных полуавтоматах или зубофрезерных станках, которые должны и возможность вести обработку с отношением частоты вращения заготовки к частоте вращения фрезы 1:6 (для шестишлицевых валов), притом частота вращения фрезы соответствует требуемой скорости резания.
Однако в мелкосерийном и единичных производствах, особенно при ремонтных работах, часто возникает необходимость осуществить обработку различных шлицевых валов на горизонтально-фрезерныя станках. Заготовка при этом устанавливается между центрами УДГ и ее задней бабки, с помощью головки производится деление на шесть или восемь частей в соответствии с типом шлицевого вала.
Многошлицевое соединение на валу имеет посадочный диаметр D (рис. XI.7, а), который должен находиться в поле допуска h6 или h8; шпоночные выступы делаются в поле допуска g6 или е8, угол α тоже закрывается допуском. Поверхности, определяющие выполнение этих требовании, должны обрабатываться с особой тщательностью.
В первом переходе фрезерование может вестись набором из двусторонних дисковых фрез 1 (рис. XI.7, б). Здесь окончательной обработке подвергаются выступы по размеру Ш и определяются углы между ними. Установка фрез набора на размер Ш должна контролироваться с учетом торцевого биения, тогда как их наружные диаметры могут отклоняться друг от друга на 0,25—0,3 мм. Во втором переходе (рис. XI.7, в) дисковой фасонной (под радиус D/2) частозубой фрезой 2 обрабатываются начисто посадочные поверхности на размер диаметра D.
Чтобы не допустить смещении их относительно оси вала (радиальное биение), снятие всего диаметрального припуска с достижением размера в пределах поля допуска производится с одновременной вертикальной ручной подачей (по лимбу или индикаторному упору) на все шесть в рассматриваемом случае шлицев.
Если фрезерование шлицев ведется с припуском под последующее их шлифование на специальном шлицешлифовальном станке, то во втором переходе применяется дисковая фреза 2 со специальным профилем зубьев, которая одновременно с обработкой под шлифование поверхностей диаметром D образует канавки, предназначенные для «выхода» шлифовального круга.
Эту же обработку можно осуществить и за один переход с помощью фасонной фрезы 3 (рис. XI.7, г), но только под последующее шлифование, так как выполнить в этом случае технические условия на окончательную обработку практически становится невозможным.
Рис. XI.7 Фрезерование шлицевых валов