Для рассмотрения процесса заполнения литниковой системы и формы А. И. Вейник предлагает разрабатывать технологический процесс в соответствии с принципами — минимального трения и максимального трения. Оба принципа должны способствовать перегреву металла с целью нормального заполнения формы, без образования «неслитин», «неспаев» и других дефектов.
Термины «Минимальное и максимальное трение» являются условными, так как под «трением» понимается суммарное гидродинамическое сопротивление литниковой системы и формы.
При минимальном трении сохранение перегрева происходит за счет сокращения времени заполнения и потерь тепла в литниковой системе. Принцип минимального трения легче осуществить на машинах с горизонтальной камерой прессования (рис. 65 ,a), имеющих короткий путь металла в литниковой системе.
![]() |
После заливки питание отливки должно происходить под давлением. Для этого в форме необходимо создать направленное затвердевание так, чтобы питатель затвердевал в последнюю очередь. Направленному затвердеванию способствует водяное охлаждение формы с различной интенсивностью. Рис. 65. Заполнение формы при различном гидродинамическом сопротивлении: а — принцип минимального трения; б — отливка; в - принцип максимального трения |
С целью снижения падения скорости н сокращения времени заполнения желательно устранить гидродинамические сопротивления на пути расплавленного металла. Нa рис. 65,6 показана плавная литниковая система, переходящая непосредственно в тело отливки. Принцип минимального трения распространяется также и на конструирование отливки, которая не должна иметь резких переходов.
Принцип минимального трения наиболее рентабелен при изготовлении отливок простой конфигурации.
В настоящее время успешно развивается способ литья иод давлением с низкими скоростями впуска, обеспечивающими сплошное ламинарное заполнение с последующей подпрессовкой, при котором осуществляется принцип минимального трения.
На рис. 65, б показано заполнение по принципу максимального трения, при котором перегрев сохраняется за счет выделения тепла в движущемся металле.
Разогрев металла за счет теплоты трения возможен в результате создания специального гидродинамического сопротивления в узком щелевидном питателе. Уменьшение площади поперечного сечения питателя вызывает повышение скорости впуска и образование дисперсного заполнения, сопровождающегося захватом воздуха, который в виде мелкой пористости рассеивается в отливке.
Таким образом, принцип максимального трения приводит к образованию мелко раздробленной воздушной пористости во всех сечениях отливки. Однако заполнение с максимальным трением дает возможность повышать четкость рельефа и чистоту поверхности тонкостенных отливок сложной конфигурации.
Принцип максимального трения допускает конструирование отливок с резкими поворотами, неравномерными сечениями и небольшими радиусами закругления.
Определим скорость прессования в начале и в конце заполнения для данной отливки по формуле (51) при условиях минимального и максимального трения.
Форма заливается жидким цинком сплавом ЦАМ-4-3, γ'м = 70000 н/м3 (7000 кГ/м3).
В каждом случае используем литейную машину с одинаковыми параметрами: рак = 6,5 Мн/м2 (65·104 кГ/м2); γж = 8700 н/м3 (870 кГ/м3), Dц = 100 мм; Dпр = 60 мм; d0 = dсл = 25 мм; l0 = 2 м; lсл = 3 м; вес подвижных частей прессового механизма примем Gпр = 500 н (50 кГ).
Суммарный коэффициент сопротивлений в трубе от аккумулятора Σζ0 подсчитываем по формуле (43):
Суммарный коэффициент потерь при сливе Σζсл определим по формуле (45):
Подставив числовые значения в формулу (51) более простому виду:
(52)
Скорость установившегося движения холостого хода поршня до начала заполнения при условии, что sср — это путь, пройденный поршнем в первом периоде (sср = s1 = 0,3 м),
В условиях заполнения с минимальным трением (рис. 65, a) скорость прессования в начале заполнения υ'пр практически остается равной скорости холостого хода, так как сопротивления в литниковой системе очень малы.
Чтобы определить скорость прессования υ"пр в момент, близкий к окончанию заполнения, найдем сумму сопротивлений движению металла в форме. Для этого будем использовать размеры отливки, приведенной на рис. 65, б, а для вычисления коэффициентов гидравлических сопротивлений — справочные данные для воды, так как вязкость жидких металлов близка к вязкости воды.
где ζ1 = 0,2 — коэффициент сопротивления при плавном повороте потока на 90°, а ζ2 = 0,6 — коэффициент потерь на трение.
Путь поршня sср в момент окончания заполнения
Подставляя значения суммы гидравлических сопротивлений и sср в выражение (52), находим скорость прессования в конце заполнения:
Расчеты показывают, что при заполнении с минимальным трением скорость прессования уменьшается на небольшую величину.
В условиях максимального трения (рис. 65, в) скорость прессования υ'пр в начале заполнения определяется с учетом гидравлических сопротивлений в литниковой системе:
где ζ1 = 0,5 — сопротивление при входе в конический литник; ζ2=1,0 — сопротивление при повороте потока в подводящий канал; ζ3 = 0,45 — сопротивление при внезапном сужении в питателе; ζ4 = 0,15 — потери на трение; F1, F2, F3 и F4 - площади сечений литниковой системы, взятые с чертежа (см. рис. 65).
Скорость прессования υ'np находим по выражению (52), считая sср ≈ 0,34:
Скорость прессования в конце заполнения υ"пр определяем с учетом суммы гидравлических сопротивлений в полости формы, которая для данной отливки составляет
Здесь ζ1 = ζ2 = 1,0 — потери при повороте потока, ζ3 = 0,25— при внезапном расширении и ζр4 = 0,65 — потери на трение.
Ход поршня sср в конце заполнения можно принять равным ходу поршня при минимальном трении (sср = 0,34 м).
После подстановки в выражение величин сопротивлений в литниковой системе и форме находим скорость прессования в момент окончания заполнения:
Для уменьшения величины падения скорости прессования при заполнении с максимальным трением следует применять машины большей мощности.