Рельсовые ковочные манипуляторы изготовляют с гидравлическим или электромеханическим приводом.
Рельсовые ковочные манипуляторы подразделяют на пять типов (табл. 24):
Таблица 24. Основные параметры кузнечных напольных рельсовых манипуляторов
Тип
|
Грузоподъ- |
Скорость |
Число |
Скорость подъема |
Угол наклона | |||
моста |
тележки |
тележки |
хобота |
парал- |
с изменением | |||
I |
3 - 10 |
50 |
30-20 |
— |
10 - 8 |
0,8 - 1,3 |
3,0 |
— |
II |
5 - 30 |
50 |
30-20 |
3 |
10 - 8 |
1,1 - 1.3 |
3,0 |
— |
III |
5 - 75 |
— |
До 30 |
— |
10 - 3,5 |
1,3 - 0,8 |
3,0 |
15/5 |
IV |
До 30 |
— |
23-31 |
3 - 4 |
10 - 8 |
1,1 - 1,3 |
3,0 |
15/5 |
V |
2-5 |
Скорость |
45 |
— |
20 |
— |
7,5 |
15/5 |
Тип I - мостовой широко-колейный (рис. 14) без вращения хобота вокруг вертикальной оси.
![]() |
Передвижение моста по рельсам и тележки между его фермами обеспечивает перемещении поковки в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Рис. 14. Схема мостового ширококолейного манипулятора (1 типа): 1 - мост; 2 - тележка; 3 - механизм подъема хобота; 4 - механизм подвески хобота; 5 - хобот; 6 - механизм передвижения моста; 7 - механизм вращения хобота К тому же он может иметь различное положение хобота, как показано на рис. 14. Манипулятор такого типа применяют в ковочных цехах с единичным или мелкосерийным производством. |
Тип II - мостовой ширококолейный манипулятор с поворотом хобота вокруг вертикальной оси (рис.15) на 360°.
![]() |
Рис. 15. Схема мостового ширококолейного манипулятора с поворотной тележкой (II типа): 1 - мост; 2 - тележка; 3 - механизм подвески хобота; 4 - хобот; 5 - механизм поворота хобота; 6 - механизм подъема хобота; 7 - механизм поворота тележки По сравнению с манипулятором типа I он более универсален при разных планировках прессово-ковочных и печных агрегатов. Однако конструктивно он более сложен, относительно дорог и менее устойчив. Этот манипулятор применяют в оснащенных ковочными прессами кузнечных цехах единичного и серийного производства. Манипуляторы типа I и II рекомендуется изготовлять грузоподъемностью до 10 т. |
Тип III - тележечный узкоколейный без вращения хобота вокруг вертикальной оси и без моста (рис. 16).
![]() |
Манипулятор передвигается непосредственно по рельсам, проложенным по полу цеха. Он устойчив и компактен, имеет меньший вес и требует меньше площади, чем манипуляторы типов I и II. Недостатком его является невозможность брать заготовку со стола. Рис. 16. Схема тележечного узкоколейного манипулятора (III типа): 1 - механизм подъема хобота; 2 - механизм подвески хобота; 3 — механизм поворота хобота Манипулятор этого типа применяют при изготовлении крупных поковок; при этом слитки подают к ковочному прессу мостовым краном или посадочной машиной. Манипуляторы типа III можно изготовлять грузоподъемностью до 120 т. В зарубежной практике такие манипуляторы строят грузоподъемностью до 100 т. |
Тип IV - тележечный узкоколейный с вращением хобота на 360° вокруг вертикальной оси (рис. 17).
![]() |
Тележка передвигается непосредственно по рельсовому пути, проложенному на полу цеха. Манипулятор универсален и при работе с посадочной машиной или краном обеспечивает хорошее использование пресса. Его применяют при серийном и крупносерийном производстве. Грузоподъемность рекомендуется до 20 т. Рис. 17. Схема тележечного узкоколейного манипулятора с поворотной тележкой (IV типа): 1 — механизм подвески хобота; 2 — механизм поворота хобота; 3 — механизм подъема хобота; 4 — механизм поворота тележки |
Тип V — с мостом, вращающимся по круговому рельсу, уложенному на полу цеха (рис. 18).
![]() |
Передвижение заготовки вперед и назад осуществляется тележкой, движущейся по рельсам, уложенным на балках моста. Применяется при массовом производстве поковок типа вагонных осей и т. п. Рис. 18. Схема мостового манипулятора с вращением моста и круговым рельсом (V типа): 1 - механизм подвески хобота; 2 - круговой рельс Грузоподъемность рекомендуется до 5 т. В настоящее время манипуляторы изготовляют с гидравлическим приводом. В табл. 25 приведены характеристики напольных рельсовых манипуляторов. |
Наиболее рациональное расположение ковочных манипуляторов в агрегатах гидравлических ковочных прессов приведено на рис. 19.
![]() |
Рис. 19. Схема расположения напольных рельсовых манипуляторов в агрегатах ковочных прессов: а - I типа; б - II типа; в - III и IV типа; г - V типа |
Таблица 25. Характеристика кузнечных рельсовых манипуляторов
Основные параметры |
Тип манипулятора | |||||
II |
III |
IV | ||||
Грузоподъемность в т | ||||||
30 |
30 |
75 |
5 |
10 |
30 | |
Ширина колеи моста в мм |
6400 |
15 240 |
— |
— |
— |
— |
Диаметр ходовых колес моста в мм |
610 |
610 |
— |
— |
— |
— |
Ширина колеи тележки в мм |
2400 |
4 267 |
4270 |
2400 |
3350 |
4270 |
База тележки в мм |
3050 |
5 080 |
9575 |
3048 |
3450 |
4270 |
Диаметр ходовых колес тележки в мм |
460 |
610 |
760 |
305 |
610 |
610 |
Высота горизонтальной оси хобота |
1070 |
2 438 |
1220 |
855 |
1220 |
1675 |
Величина хода тележки по мосту в мм |
2740 |
9 144 |
— |
— |
— |
— |
Максимальный и минимальный |
725 |
785 |
— |
725 |
800 |
785 |
460 |
510 |
— |
450 |
425 |
510 | |
Величина подъема хобота |
405 |
762 |
2440 |
405 |
460 |
760 |
Скорость движения в м/мин: |
47,5 |
53,35 |
— |
— |
— |
— |
30,5 |
22,80 |
30,5 |
30,5 |
31,4 |
22,8 | |
Число оборотов тележки в минуту |
3,2 |
4 |
— |
— |
3,1 |
4 |
10,2 |
8 |
3,7 |
10,2 |
9,2 |
8 | |
Скорость подъема хобота в м/мин |
2,9 |
3,05 |
2.28 |
2,9 |
3,6 |
3,05 |
Мощность электродвигателя в л.с: | ||||||
движения моста |
25 |
2х65 |
— |
— |
— |
— |
>> тележки |
2х15 |
2х33 |
2х65 |
2х15 |
— |
2х33 |
вращения тележки |
15 |
33 |
— |
— |
— |
33 |
>> хоббота |
15 |
65 |
200 |
15 |
— |
65 |
радиального подъема хобота |
25 |
65 |
100 |
25 |
— |
65 |
вертикального перемещения |
10 |
10 |
33 |
10 |
— |
10 |
10 |
15 |
33 |
10 |
|
15 | |
Габаритные размеры в мм: | ||||||
длина |
9347 |
16 360 |
15 810 |
6578 |
6782 |
8310 |
ширина |
5080 |
9 631 |
7 290 |
— |
4461 |
6100 |
высота от уровня рельсов |
3738 |
6 405 |
8 215 |
3643 |
4394 |
5550 |
Вес в т |
— |
— |
200 |
39 |
— |
— |